Архивы блога

Изображение

Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле

_13_copy

Четыре года тому назад в Балашов доставили искусно изготовленную икону Св. Иоанна Кронштадтского, которая теперь находится в храме Преображения Господня для всеобщего почитания и поклонения. Это весьма символично. Через пастырей наших Провидению, вероятно, угодно было явить городу образ всероссийского молитвенника и заступника и для того, дабы воскресить в памяти балашовских жителей знаменательные события, происшедшие почти 120 лет тому назад и непосредственно связанные с историей Свято — Троицкого собора.

Впервые протоиерей Иоанн посетил Саратовскую губернию в 1894 году во время его длительной поездки по Волге. На пароходе «Отважные» 29 июня он прибыл в Саратов, где тепло и радушно был встречен представителями духовенства и градских властей, а также большим количеством православного люда, заполнившего весь волжский берег около пристани. Местом своего расположения отец Иоанн избрал Архиерейский дом — с правящим в то время епископом Саратовским и Царицынским Николаем (Налимовым), он хорошо был знаком еще по Санкт–Петербургу, когда Владыка служил викарным епископом сначала Ладожским, а затем Гдовским.

Вечером этого же дня Иоанн присутствовал на Богослужении в Крестовой церкви, причем сам читал канон. На следующий день при многочисленном стечении народа служил заутреню и раннюю обедню в кафедральном Александро — Невском соборе, посетил дом начальника губернии, где отслужил молебен, затем вместе с епископом Николаем служил молебен в городской думе, побывал в саратовском Доме трудолюбия и у городского начальника, а во второй половине дня покинул Саратов, чтобы продолжить свой путь до Царицына.

Для саратовцев этот краткий визит известного всей России благочестивого отца Иоанна надолго стал одним из достопамятных событий, для жителей же Балашова он имел особо важные последствия.

Возводившимся в течение 15 лет балашовским городским обществом новый Свято-Троицкий собор в 1894 году был окончательно отстроен и благоустроен, снабжен всем необходимым для Богослужения. В этот же год планировалось его освящение, но посещение Иоанном Кронштадтским.

Многолетний городской начальник и ктитор собора В.П.Туркин от имени делегации, прибывшей из Балашова встретить знаменитого протоиерея, обратился к владыке Николаю с просьбой пригласить Иоанна на освящение вновь возведенного собора. Архиерей охотно поддержал эту инициативу, а отец Иоанн в знак уважения к своему давнему и доброму знакомому и согласно своему трепетному отношению к храмам Божиим с превеликой охотой и радостью дал согласие, уверив Преосвященного, что после посещения Москвы, запланированного на будущий год, обязательно прибудет в Балашов. В результате было решено, что освящение новоустроенного балашовского храма состоится в начале октября следующего года, 1895, года.

Дабы лично удостовериться в готовности Свято-Троицкого собора к освящению, епископ Саратовский и Царицынский накануне праздника Воздвижения Креста Господня, 12 сентября 1894 года, прибыл в Балашов. На следующий день он служил всенощную в Ильинской церкви, сам вынес на главе Крест на средину храма и в сослужений всех городских священнослужителей совершил трогательный обряд Воздвижения Креста, а 14 сентября при огромном стечении народа совершил Божественную литургию в Свято – Троицком соборе и молебное пение Св. Живоначальной Троице, Кресту и святителю Митрофанию. Это было первое архиерейское служение во вновь возведенном храме.

В течение трех дней, что Владыка пребывал в городе, он посетил также Михайло-Архангельскую церковь и духовное училище, в домовой церкви которого служил молебен и сказывал глубоко проникновенную речь, присутствовал на занятиях учащихся и сердечно беседовал с ними; побывал и в Успенской церкви, где отслужил вселенскую панихиду, и в монастырской богадельне, что находилось в кладбищенской ограде; в Покровской женской обители совершил молебное пение Божией Матери, преподобному Сергию и преподобномученикам Ефимию, Игнатию и Акакию, осматривал строившийся монастырский храм и встречался с воспитанниками школы- приюта, а во вновь возведенном городском соборе подробно ознакомился с результатами строительных и отделочных работ, с наличием всех необходимых предметов в его ризнице и с важнейшей храмовой документацией.

Год спустя (3 октября 1895 г.) преосвященный Николай и протоиерей Иоанн встретились на станции Кузьминки Тамбовско — Камышинской железной дороги, чтобы отсюда вместе проследовать в Балашов. Их сопровождали благочинный городских церквей и староста собора В.П.Туркин. Несмотря на то, что поезд прибыл поздним вечером, платформа была загружена народом – всем хотелось приветствовать дорогих гостей и получить их благословение.

_12_copy_copy_copy

При колокольном звоне градских церквей Владыка проследовал в собор, где был встречен духовенством с кратким молебным пением, после которого обратился с приветственной речью к собравшемуся в храме народу и, благословив всех, отбыл в отведенные ему покои в доме местного протоиерея. Отец Иоанн с вокзала отправился в дом В.П.Туркина, где он прожил все три дня своего пребывания в Балашове.

На следующий день Иоанн служил утреню и раннюю обедню в теплом пределе соборного храма. Молящихся собралось столько, что собор не смог вместить всех желающих, и по окончании богослужений следившем за порядком полицейским пришлось буквально на руках нести протоиерея до ожидавшего его экипажа. Толпы народа неотступно следовали за ним до самого дома Туркина. Вскоре вся улица, на которой находился дом соборного старосты, представляла собой сплошное людское море – все пребывали в ожидании Слова и благословения досточтимого всей православной Россией отца Иоанна.

Протоиерей вышел на балкон и по-отчески радушно приветствовал всех собравшихся. Прочтя вслух подобающие в таких случаях строки из Евангелия, «Взял крест и возвел очи на небо, в таком состоянии он оставался долго, видимо, молился…» Рядом с отцом Иоанном стоял Туркин – и плакал, — свидетельствовал очевидец. Желание не только увидеть, но и лично пообщаться с отцом Иоанном у некоторых собравшихся было настолько велико, что нескольким смельчакам, среди которых оказалась и одна женщина, удалось взобраться на балкон, и дорогой гость отнесся к ним с отеческим вниманием. Множество записок и прошений было передано ему – ни одно из них не осталось без ответа.

Последующие два дня отец Иоанн с раннего утра в течение определенного времени принимал в доме Туркина желавших получить благословение, по приглашениям балашовских жителей охотно посещал их дома, где служил молебны. Город был полон слухами о случаях исцеления больных по его молитвам. Дом соборного старосты находился в постоянном осаждении народном, передвижения отца Иоанна по городу всегда сопровождались многочисленными почитателями. По этой причине городским властям во избежание каких-либо случайных недоразумений пришлось даже приставить к экипажу отца Иоанна конных урядников. Сам же он, по свидетельству очевидца, «во время проезда по городу снимал шляпу и раскланивался на обе стороны».

Вечером 4 октября в соборном храме при огромном количестве народа проходило всенощное бдение. По благословению Владыки служил протоиерей Метаниев. Литию совершал сам Преосвященный в сослужении отца Иоанна и 12 священнослужителей. «Высокоторжественное духовное зрелище представилось взору молящихся: все священнослужащие стояли в белом облачении, во главе предстоял на кафедре сам Преосвященнейший Николай. Как светильник, поставленный на свещнице, виден был Владыка всем: кроткий его вид, звучный голос, дышащий сердечной теплотою, внятное, раздельное и благоговейное произношение священных слов, церковных молитвословий, что производили глубокое впечатление на молящихся, все с сердечным умилением и усердием молились. Богослужение продолжалось уставно, и когда приспело время петь величание, Преосвященнейший вышел на середину храма, сопровождаемый сонмом священнослужащих, и, раздав им горящие свечи, начал соборное пение величание храму. Пение было торжественно умилительное, все сослужащие пели громко и стройно, и эхо уносилось под своды храма» – так описывал это Богослужение один из его свидетелей. С этого вечера и во время торжеств освящения сам собор с заходом солнца был ярко и эффектно иллюминирован.

На следующее утро предстояло освящение главного престола. Накануне этого события в городе собралось столько народа, что многим было отыскано свободное помещение для ночлега, а поэтому им пришлось провести ночь под открытым небом в церковной ограде и на соборной площади. Отправление Тамбово – Камышинкой железнодорожной линии 4 и 5 октября организовали три специальных поезда для поездки в Балашов тех, кто желал принять участие в торжествах. Помимо жителей Балашовского и близлежащих уездов в город прибыли богомольцы из довольно отдаленных мест Саратовской епархии, Самарской епархии, например, Новоузенского уезда, и даже из Области Войска Донского и Астраханской губернии. По некоторым оценкам, всего собралось до 20 тысяч человек.

5 октября соборный протоиерей при участии четырех священников отслужил в придельном храме раннюю Литургию и совершил водоосвящение. В 8 часов утра прибыл Преосвященный Николай в сопровождении отца Иоанна и десяти священнослужителей проследовал в собор. Не только храм, но и вся соборная площадь, крыши торговых рядов и даже деревья – все было наполнено и усеяно народом. Ведь далеко не всем и не всегда удается быть свидетелем такого выдающегося торжества, как чин освящения храма, этого дивного гимна Господу, славословия Его величия и славы, да ещё при тех обстоятельствах, которые имели место в Балашове.

Очевидец сообщает: «По облачении Преосвященного на кафедре священнослужащие вышли на середину храма, препоясанные белыми фартуками, взяли стол с приготовленными к освящению престола вещами и внесли в алтарь царскими дверьми. За ними последовал Преосвященнейший Владыка – начало освящение главного престола во имя Св. Живоначальной Троицы. По окончании освящения престола в сопровождении всех сослужащих Преосвященный вышел из алтаря царскими дверьми в придельный храм, где на престоле находились Св. мощи, отсюда начался крестный ход при колокольном звоне. Владыка нес Св. мощи, поддерживаемые двумя старшими протоиереями, ему предшествовало духовенство с иконами, Евангелием и хоругвями, а впереди всех шел один из сослужащих протоиереев с крестом и кропил Св. водою внутренние и наружные стены храма. По окончании крестного хода началась Божественная литургия».

Вечером в освященном храме местный священник служил всенощную. На литии и величании выходил сам Преосвященный в сопровождении отца Иоанна и 11 священнослужителей.

Торжества продолжались и следующие два дня, 6 октября после ранней Литургии и водоосвящения в собор прибыл Преосвященный Николай, при участии отца Иоанна и 11 священнослужителей он совершил освящение правого придельного храма во имя святителя Николая Чудотворца, а затем служил Литургию. Всенощную службу исправлял протоиерей Метаниев с участием восьми местных священнослужителей. 7 октября, по распоряжению Владыки, левый придел во имя св. великомученицы Екатерины освящал протоиерей Метаниев, он же совершил крестный ход и Божественную литургию. По прочтении Евангелия в собор прибыл Преосвященный Николай и до конца Литургии находился в главном алтаре, а по отпусте вышел на середину храма и служил молебен св. великомученице Екатерине.

В память освящения собора архипастырь принес в дар нововозведенному храму икону Спасителя в сребропозлащенной ризе, которую завещал поместить в главном алтаре, и пожертвовал 300 рублей на богоугодное дело(11).

Протоиерей Иоанн не принимал участие в освящении левого придела, поскольку 6 октября во второй половине дня отбыл в Балашов в имение графини Е.Л.Игнатьевой, что находилось в двух верстах от села Алмазов Яр. Его пригласила туда жена управляющего имением госпожа Толпыгина, которая не единожды получала по молитвам отца Иоанна исцеление от разных болезней. Будучи в Балашове на освящении главного престола Свято – Троицкого собора, она неоднократно просила знаменитого протоиерея отслужить молебен в её доме.

Встретить отца Иоанна в имении графини, как и повсюду, куда он прибывал, собралось множество народа из окрестных сел и деревень. Когда к дому подъехала коляска протоиерея, все с благоговением опустились на колени, от переполнявшего чувства неподдельной радости видеть всероссийского молитвенника и целителя у многих на глазах были слезы, слышались женский плач и рыдания. « Здравствуйте, друзья! – приветствовал их отец Иоанн. – Встаньте, встаньте…». В ответ на эти слова из толпы послышались возгласы: « Здравствуйте, кормилец ты наш родной!», « Святой молитвенник наш…», «Целитель ты наш родимый!». Хозяйка дома встретила дорогого гостя хлебом – солью, отец Иоанн всех благословил и проследовал в дом. Здесь был отслужен молебен с водосвятием, все комнаты были до отказа наполнены народом, каждый из присутствовавших приложился к кресту и был окроплен святой водою. По окончании молебна отец Иоанн принимал страждующих и больных разными недугами – расспрашивал их, утешал, благословлял и просил неустанно молиться.

Во время трапезы, организованной госпожой Толпыгиной, состоялся оживленный разговор на самые разные темы, в частности отец Иоанн вел беседы со священником местной Покровской церкви а также В.П.Туркиным и В.М.Лежневым – главными жертвователями и рачителями по постройке Свято – Троицкого собора, прибывшими с ним из Балашова. Речь шла главным образом о состоянии местной паствы, расколе, церковных нуждах и, конечно же, о только что освященном балашовском соборе, величием и красотой которого отец Иоанн не переставал восхищаться, называя его «храмом Соломоновым».

Три часа, отведенные на визит, быстро истекли. Отец Иоанн стал собираться в путь. На прощание он благословил всех участников трапезы, одарил их яблоками и подарил свои фотографии с автографом. Выйдя на крыльцо, увидел то же множество народа, что и при встречи – никто из собравшихся не покинул имения. При виде дорогого гостя все пали на колени и просили преподать им благословение. Тепло и радушно попрощавшись с народом, он при сопровождавших его лицах отправился на железнодорожную станцию Пинеровка, чтобы затем проследовать через Тамбов в Москву.

Преосвященный Николай покинул Балашов утром 9 октября, на железнодорожном вокзале его провожали благочинный градских церквей, игуменья Мария, церковная староста собора, два соборных священника, городской голова, смотритель духовного училища и представитель городской управы. Днем же раньше, 8 октября, Владыка служил Литургию и молебен в монастырском Покровском храме, а затем сказывал назидательное слово на дневное Евангелие – о воскрешении сына Наинской вдовы.

Так завершилось пребывание епископа Николая и отца Иоанна на земле Балашовской по случаю освящения Свято-Троицкого собора. Три дня во вновь устроенном храме совершалось торжественная архиерейская служба, три дня у балашовцев был светлый духовный праздник, в котором живое участие принимали преосвященный Николай и великий молитвенник на благо всех страждущим телесными и душевными недугами досточтимый протоиерей Иоанн Кронштадский.

Это событие оставило неизгладимый след в сердцах очевидцев и на протяжении многих лет сохранилось в памяти городских жителей. Безусловно, оно стало одной из важнейших страниц в истории города и достойно быть навсегда запечатлено не только в его писаной летописи, но и в исторической памяти ныне живущих и будущих поколений балашовцев. И лучшим залогом этому могло бы стать восстановление великолепного архитектурного ансамбля поруганной и разрушенной богоборческой властью святыни земли Балашовской – величественного Свято — Троицкого собора. Его возрождение на прежнем месте и в прежнем виде, как подчеркивал Преосвященный Тарасий, епископ Балашовский и Ртищевский, — « это не только восстановление исторической справедливости (что само по себе очень важно), но и верный путь к очищающему души людей покаянию за свершенное некогда попрание нравственных законов, установленных самим Богом».

 

Просмотров:18

Изображение

Сестры Покровского женского монастыря приняли участие во Всероссийской православной ярмарке-выставке в г. Москве

img_0691

С 23 по 29 декабря 2016г. В КВЦ «Сокольники» в г. Москве прошла Всероссийская православная выставка-ярмарка «Рождественский дар». На выставке традиционно принимали участие монастыри и храмы со всей России, в том числе Балашовский Покровский женский монастырь, православные книжные издательства, иконописные мастерские, мастерские по производству церковной утвари, ладана, свечей, отдельным блоком – «Православная трапеза» с продуктами фермерских хозяйств разных обителей и храмов. Нашим монастырем был представлен небольшой ассортимент продукции: натуральный мед с пасеки нашего подворья, которое находится по адресу: Саратовская область, Турковский район, с. Чириково; восковые свечи,  свечи из вощины ручной работы, а также другая церковная утварь, текстильные изделия, новогодние поделки воскресной группы.

Просмотров:21

Изображение

Сестры Покровского женского монастыря приняли участие в епархиальном собрании Балашовской епархии

26 декабря в Балашовском епархиальном управлении состоялось ежегодное собрание, в котором приняли участие духовенство, сестры Покровского женского монастыря  под председательством Епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия.
В своем докладе Владыка Тарасий рассказал о положении дел в епархии. Была отмечена работа Епархиальных отделов, которая формирует общее положение дел.

Также была отмечена работа Православного кризисного центра «С верой в жизнь!», который оказывает помощь не только по своему профильному направлению, но и всем социальным слоям населения. Не остался забытым V Открытый региональный фестиваль православного фольклорного творчества «Троице Святая, слава Тебе!», который за годы существования Балашовской епархии стал традиционным.

В заключении своей речи Владыка Тарасий сказал: — «Хочу сердечно поблагодарить всех вас, отцы и братия, за понесенные труды и пожелать в следующем году еще большей ревности на своих послушаниях, которые мы исполняем по благословению Божию для собственного спасения и окружающих нас людей».

This slideshow requires JavaScript.

 

Просмотров:16

Изображение

Обучающиеся школы №6 им. И.В. Крылова г. Балашова посетили святую обитель

    28 декабря, в период зимних каникул, обучающиеся  МОУ СОШ №6 г. Балашова им. Крылова И.В. совместно с классным руководителем посетили  Покровский женский монастырь.

В ходе экскурсии и увлекательной беседы отец Василий (Лукьянов) рассказал школьникам об устройстве православного храма и нормах поведения в нем, о житии наиболее почитаемых в Русской Православной Церкви святых.

Далее сестры монастыря вместе с детьми поднялись на звонницу, где каждый мог позвонить в колокола. После небольшой прогулки, дети с радостью пошли пить чай в монастырскую трапезную. Во время чаепития матушки рассказали историю возрождаемого Балашовского Покровского женского монастыря, а также о действующей воскресной группе.

Завершающим моментом была общая фотография. Экскурсия оставила самые добрые впечатления и вызвала неподдельный интерес у детей.

 

 

This slideshow requires JavaScript.

 

Просмотров:10

Изображение

Значение понятий «Божественное Откровение», «Священное Предание», «Священное Писание», «Библия», «Ветхий и Новый Завет»

svpred

Целью Божественного домостроительства, то есть попечения Бога о Своем творении, является спасение человека и соединение его с Творцом. Свидетельством заботы Бога о человечестве является Божественное Откровение – то, что «Сам Бог пожелал открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно в Него веровать и достойно Его чтить».

Божественное Откровение сохраняется в Церкви и распространяется среди людей через Священное Предание. «Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды». Само слово «предание» (греч. paradosis) означает передачу, оставление в наследство. Оно указывает, прежде всего, на действие, то есть на сам процесс передачи: «…я от Самого Господа принял то, что и вам передал» – говорит св. ап. Павел (1 Кор. 11.23).

Одной из форм Священного Предания является Священное Писание, или Библия. Библия слово греческое, на русский язык переводится словом «книги». Она представляет собой собрание книг, большая часть которых богодухновенны, то есть написаны избранными Богом людьми (пророками и апостолами) по вдохновению Святого Духа. Библию называют Священным Писанием, так как все, исходящее от Бога, свято.

Библия разделяется на два отдела – Ветхий Завет и Новый Завет. «Завет» означает союз Бога с людьми. Ветхий Завет был заключен сразу после грехопадения первых людей и продолжался до пришествия в мир Христа Спасителя Сына Божия. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен Новый Завет, который, в отличие от Ветхого, является заветом вечным.

Библия состоит из 77 книг: 50 ветхозаветных и 27 новозаветных. Ветхозаветные книги делятся на канонические (39 книг) и неканонические (11 книг). Канонические книги, по учению Церкви, являются богодухновенными; неканонические не признаются богодухновенными, но, вследствие назидательного характера, рекомендуются христианам для чтения.

Все канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны на древнееврейском языке. В III веке до н.э. ветхозаветные книги были переведены на греческий язык. По преданию, этот труд проделали 72 толковника, поэтому их перевод называется переводом семидесяти двух или просто переводом семидесяти (сокращенно –LXX).

Книги Нового Завета были написаны на древнегреческом языке, за исключением Евангелия от Матфея, оригинальным языком которого, скорее всего, был еврейский.

Начиная с IV века после Р.Х. начался перевод всей Библии – и Ветхого, и Нового Завета – на другие языки. На славянский язык Библия была переведена во второй половине IX века трудами святых братьев, равноапостольных Кирилла и Мефодия. На русский язык Библию перевели в XIX веке. Этот перевод был сделан по благословению Святейшего Синода, поэтому его называют Синодальным переводом.

По своему содержанию книги Ветхого Завета условно делятся на четыре разряда: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Но при всем разнообразии содержания через все книги Библии красной нитью проходит единая идея – воспитание и спасение падшего человека.

Просмотров:6